Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 11 Май 2024, 12:08

Сайт МКОУ
Старобелоярская СШ

Форма входа

Меню сайта
Посети сайты
www.bus.gov.ru
Официальный сайт РФ для размещения информации об учреждениях

Сайт президента РФ
www.kremlin.ru

Министерство образования Ульяновской области РФ

Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 84

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Статьи [10] Воспитательная работа [56] Методическая работа [1]
Библиотека [0] Антикоррупционные мероприятия [17]

Воспоминания

Субботины: отец и сын

Б.Л.Ануфриев

Уже более века Нижегородское речное училище им. И.П.Кулибина готовит высококвалифицированные кадры. Как говорится, много воды утекло, значительные качественные изменения произошли за это время на речном транспорте в немалой степени благодаря упорной учебе, работе и славным делам речников, в том числе и окончивших училище.
Наш рассказ о выпускниках училища, представителях двух поколений тружеников Волги, посвятивших всю свою жизнь служению ей, - отце и сыне Григории Васильевиче и Константине Григорьевиче Субботиных.

ОТЕЦ

В 1876 году в семье Василия Субботина, крестьянина села Белый Яр Ставропольского уезда Самарской губернии, родился сын Григорий.
Село Белый Яр находится на левом берегу Волги, немного выше устья реки Большой Черемшан. На противоположном берегу город Сенгилей, расположенный ровно на середине Волги по ее судоходной протяженности - 1500 километров от Рыбинска, 1500 километров до Астрахани. Даже по порядку «перемен» (так раньше назывались участки, на которые была разделена вся судоходная Волга по пути бурлацкого хода) это была середина. Из 80 «перемен» на Волге от Рыбинска до Астрахани сенгилеевская была сороковой.
Конечно, вся жизнь и изменения на Волге проходили перед глазами жителей этого села. Дед и отец Григория были свидетелями волжских сюжетов, которые наш современник может увидеть только на фотографиях и художественных полотнах, таких как «Бурлаки на Волге» И.Е.Репина. Они видели перемещения судов бечевой, слышали бурлацкие песни. Возможно, и его предки работали в лямке, были в артелях «горчичников», как называли бурлаков с самарских земель. В семьях Субботиных долгое время в шутку называли «бурлаками» родных, работавших на речном транспорте.
Менялось судоходство на Волге. За баржами, ведомыми бурлаками, появились суда на конной тяге, затем кабестаны и забежки. Менялись формы и размеры судов и, наконец, пошли пароходы, обгоняя всех предшественников.
Весной 1846 года мимо села Белый Яр прошло необычное судно с высокой черной трубой, из которой выходили клубы дыма и пара. На борту, над гребным колесом, было крупно написано: п/х «Волга». Это был первый пароход первого судоходного общества «По Волге».
Сельские мальчишки любопытным взглядом провожали новое судно, и в их головы закрадывались мысли о не увиденных еще пристанях и городах на такой близкой и родной, но еще незнакомой матушке Волге. Среди них был и Гриша Субботин, сызмальства проводивший большую часть своей жизни на берегу реки.
Начальный курс учебы он прошел и церковно-приходской школе родного села. Учился с интересом и получил хорошие оценки. Рано научился плавать, освоил многие типы плавсредств детской флотилии: плоты, лодки, дощаники.
Дальнейшую учебу он продолжил в 4-классном Самарском городском училище и к 1892 году получил знания семилетнего курса обучения, которые позволяли поступать в среднее учебное заведение.
Волга манила юношу своей красотой и мощью. Все новые пароходы причаливали к дебаркадерам пароходных обществ «По Волге», «Кавказ и Меркурий», «Самолет». Перед окончанием городского училища, находясь на самарской набережной, Григорий с восхищением наблюдал за подходом к самолетскому дебаркадеру новейшего парохода «Владимир Ратьков-Рожнов». Возможно, тогда у него и народилась мысль самому стоять на мостике такого парохода и руководить причаливанием судна. И этому суждено было осуществиться. Через 10 лет он будет нести вахты в качестве старшего помощника капитана именно на этом пароходе. Однако до этого предстояли годы учебы в речном училище и трудная работа на судах пароходного общества «Самолет».
18 октября 1887 года в Нижнем Новгороде открылось первое в России специальное учебное заведение: речное училище с двумя отделениями - шкиперским и механическим, с двухклассным курсом на каждом. Целью создания училища была подготовка новых кадров, теоретически подготовленных к обслуживанию речного пароходного флота на ответственных административных должностях.
Летом 1892 года на один из причалов Нижнего Новгорода сошли с парохода двое юношей. Они вместе ехали из Самары. Один из них и форме курсанта-речника, Дмитрий Курвяков уже год как учился в речном училище. Второй юноша, выше ростом, крепкого телосложения, был Григорий Субботин. Они познакомились на пароходе, и Дима подробно рассказал о речном училище, в которое ехал поступать Гриша. Предстояло пройти медицинскую комиссию и сдать вступительные экзамены. Сельская физическая закалка и хорошая учеба в школе позволили Григорию легко справиться с этими задачами. Он стал курсантом шкиперского отделения училища.
Интересной и содержательной была учеба. За сравнительно короткий период преподаватели-практики открыли многие секреты судовождения по рекам, дали навыки руководства сложным хозяйственным механизмом. Кроме общеобразовательных и профессиональных знаний, училище давало юношам и культурное, эстетическое, физическое воспитание. В училище Григорий научился играть на гитаре, принимал участие в концертах для курсантов и преподавателей. С гитарой не расставался и в дальнейшей жизни. Научился он в эти годы и спортивной борьбе, которая была очень популярна тогда в России. До сих пор в семьях родственников передается рассказ о встрече деда Григория с самим И.Поддубным.
Наконец закончилась учеба. В 1894 году Григорий Васильевич в числе 33 курсантов шестого выпуска получил свидетельство об окончании Нижегородского речного училища, подписанное начальником училища П.А.Ресиным.
За эти годы Григорий приобрел самое ценное в жизни - друзей. С ними он учился, проходил плавательские практики, начинал первые самостоятельные вахты на пароходах. Много фотографий хранится в семейных альбомах, которые были переданы лично Григорию или присланы из разных волжских городов (от Твери до Астрахани). В основном это молодые люди в форме комсостава крупнейших пароходов общества «Самолет». Среди них Д.Введенский, П.Борисов, Л.Розолиев, А.Петров, В.Потанин, М.Крашенинников, А.Архипов, Д.Курвяков. С одним из друзей, земляком Дмитрием Курвяковым, Григория свяжут родственные отношения. Находясь на каникулах на втором году обучения, он побывал в семье Дмитрия в Самаре и там впервые увидел его младшую сестру Наташу, которая училась еще в реальном училище. Последующие встречи переросли в дружбу, а затем молодые люди полюбили друг друга. В 1900 году старший помощник капитана парохода «Владимир Ратьков-Рожнов» 24-летний Григорий Субботин и 18-летняя Наташа Курвякова обвенчались.
Пароход «Владимир Ратьков-Рожков»В последнем десятилетии позапрошлого, XIX века среди всех пароходств Волго-Камского бассейна сильно выдвинулось общество «Самолет». В его составе находилось самое большое количество обновленного флота, быстроходного и комфортабельного по тем временам. Старые пароходы капитально ремонтировались.
В этот период вышли в первые рейсы пароходы «Владимир Ратьков-Рожнов», «Граф Лев Толстой», «Александр Грибоедов», «Гончаров», «Достоевский», «Геннадий Ратьков-Рожнов», «Островский» и другие. Молодым выпускникам Нижегородского речного училища предстояло работать на этих пароходах, осваивать более сложное их устройство.
Часть выпускников училища 1894 года была принята на работу и пассажирское общество «Самолет», которое только что отметило пятидесятилетие со дня образования. Среди них был и Григорий Васильевич Субботин. Работал он в обществе «Самолет» до 1912 года, до конца своей короткой, но яркой и интересной жизни. Весь этот период он служил старшим помощником капитана и капитаном на самых новейших пароходах того времени.
В конце 1901 года в молодой семье Субботиных произошло радостное событие: родился сын, которому при крещении дали имя Константин.
Акционерное общество «Самолет» длительное время сохраняло ведущее положение на Волге и пополняло свой флот новым и судами. Для Тверского плеса были построены три парохода: «Серов» (1900), «Салтыков-Щедрин» (1902) и «Чайковский» (1903), а для низового плеса - новые пароходы «Гоголь» и «Крылов». Большой простор открывался для молодых штурманов и капитанов. Но для Г.В.Субботина навигация 1909 года, когда он был капитаном на п/х «Серов», была последней. В 1912 году после продолжительной болезни он скончался в Самаре.

СЫН

Пароход «Великая Княгиня Мария Павловна» был тем судном, которое стало первым в жизни маленького Кости. Он еще не ступал своими ногами, его переносили руки отца и матери. Шел 1902 год. Отец вторую навигацию был старшим помощником капитана на этом пароходе. Все последующие годы Костя, конечно же, тоже бывал на пароходах, на которых служил отец. Волжская жизнь вошла в него с самого рождения.
Жили они в то время в Самаре. Летом, когда отец был в плавании, они с матерью уезжали в родное село отца - Белый Яр. Там, на берегу Волги, проходила часть его детства. Учиться он начал в Самарском реальном училище и прошел там начальный курс.
В 1912 году, после смерти отца, их семья переехала жить в Нижний Новгород. Здесь жил и работал в обществе «Самолет» брат матери Дмитрий Иванович Курвяков, с которым отец был знаком со времени их учебы в речном училище. Дядя был капитаном, а в год их приезда в Нижний начал работать в речном училище преподавателем. Он совмещал эти должности: летом - на пароходе, а в межнавигационный период преподавал на судоводительском отделении, был затем начальником этого отделения.
Костя продолжил учебу в 1-й мужской гимназии. За хорошую успеваемость он был освобожден от оплаты за обучение. Это очень помогало семье материально, так как мать одна растила трех детей. С утра до вечера работала она буфетчицей на «Бирже», и Костя, старший в семье ребенок, наблюдал за младшими братом и сестрой. Помогал он матери и по хозяйству.
После окончания семи классов гимназии ему пришлось начать трудовую деятельность, и начал он ее на близком ему речном транспорте. В 1919 году при Нижегородском райкомводе был открыт отдел культуры - Райкультвод. В нем он работал сначала конторщиком, а затем - делопроизводителем, После работы посещал любительский театральный кружок во Дворце культуры речников. Зимой они ставили пьесы на сцене, а летом выезжали на агитационном судне в отдаленные затоны, на пристани, пароходы, где выступали с концертами и спектаклями.
Константин Григорьевич СубботинНачав работать на речном транспорте, Константин постоянно мечтал о настоящей флотской работе. С детских лет ему нравились отважные люди, стоявшие на вахте в рубке пароходов. Они были примером ему. Первым из них был его отец Григорий Васильевич.
В 1920 году Константин поступил учиться в Нижегородский политехникум речного транспорта. Это было то же самое речное училище, которое окончил его отец, но к тому времени реорганизованное в техникум.
Учился он на судоводительском отделении, начальником которого в те годы был Тюрин. Учились в техникуме три года. Условия жизни и учебы были тяжелыми: голод, холодные помещения, болезни - все это коснулось и учеников. В эти годы техникум посетили К.Е..Ворошилов, А.А.Жданов, Рудзутак. Директоры техникума Григорьев, а затем Торсуев и Зайцев сделали очень много для улучшения условий подготовки кадров речников. Преподаватели Чернышев, Пименов, Лопатников, А.В. и В.В. Раевские, Голубев, Корепанов, Карпов, Яковлев, Клюге и многие другие учили юношей в классах и лабораториях.
Летом полученные знания закреплялись на плавательской практике. В этот период Константин работал матросом на п/х «Котя» (капитан Ремизов), штурвальным на п/х «Композитор Бородин» (капитан Елисеев) и на пароходе «Нева» (капитан Новиков).
В период учебы Константин продолжал заниматься своим любимым увлечением - театром. Он уже не только играл на сцене, но и пробовал свои силы в постановке спектаклей. Впоследствии, во время нахождения в затонах на судоремонте, это увлечение помогало коротать долгие зимние вечера и приносило радость работникам заводов. Бурно аплодировали они после завершения каждого спектакля или концерта. Разделяла это увлечение и помогала ему жена Варвара Павловна, которая постоянно находилась рядом.
В 1923 году, окончив техникум одним из лучших учеников и получив свидетельство, Константин Григорьевич был направлен в Волжское государственное речное пароходство.
Начал он свою самостоятельную практическую деятельность рулевым на пароходе «Спартак», затем были пароходы «Казань», «М.Крутов». В навигацию 1926 года он был уже назначен старшим помощником капитана парохода «Галактионов», а в 1930 году был старпомом на п/х «Днепр», где капитаном был Верещегин.
1930 год стал поворотным в трудовой деятельности Константина Григорьевича. В декабре его пригласили в отдел кадров пароходства, и начальник отдела С.Подосенов предложил пройти учебу в Ростове-на-Дону в морском политехникуме водных путей сообщения (его называли еще высшие педагогические курсы). Учился он там два года и после успешного окончания полного курса прибыл в пароходство. Вся его дальнейшая деятельность была связана с подготовкой кадров для речного флота.
В пароходстве он работал инспектором техникумов и школ ФЗО (фабрично-заводского обучения), а затем инспектором-методистом, начальником группы подготовки кадров ВВРП.
В начале 1939 года он направляется на работу заведующим отделением заочного обучения в родной речной техникум. Основная работа совмещается с общественной. С 1939 по 1942 год он председатель месткома техникума, продолжает заниматься в любительском театре.
В воскресение 21 июня 1941 года он с женой и старшей дочерью были в драматическом театре на дневном спектакле одного из московских театров. Смотрели пьесу «Парень из нашего города». В театре они узнали о нападении Германии на СССР. В военкомате, куда он обратился с заявлением об отправке на фронт, ему отказали, так как многие работники речного флота, как и других видов транспорта, были в резерве. Они были нужны тылу. Он продолжил работу в речном техникуме, вся деятельность которого в то время была подчинена призыву «Все для фронта, все для победы». В мастерских, где проходили практику учащиеся, организуется производство боевого оружия, снарядов, аэросаней и многого другого. В числе учащихся и сотрудников техникума он принимает участие в работах по обороне города Горького. Они роют окопы и рвы на подступах к городу. В этот период его награждают медалями «За доблестный труд» и «За оборону Москвы».
В 1942 году Константин Григорьевич назначается заместителем начальника ВВРП по кадрам. Все службы пароходства работали и условиях военного времени. Флот действовал непосредственно во фронтовой зоне, на передовой и вписал много славных страниц в историю Победы. 16 июля 1944 года Государственный Комитет Обороны постановлением № ГСКО-6055 реорганизует Горьковский речной техникум в среднетехническое учебное заведение закрытого типа - речное училище, которое должно готовить кадры штурманов, судомехаников, гидротехников, судовых радистов и связистов. Делается это для улучшения подготовки квалифицированных и дисциплинированных командных кадров.
Г.Субботин, начальник горьковского речного училища (1944-1948 гг.)25 сентября 1944 года Константина Григорьевича Субботина назначают первым начальником Горьковского речного училища.
Самые большие сложности имелись в начальной стадии создания училища. Всех курсантов надо было разместить в общежитиях, находящихся далеко от учебного здания. Необходимо было организовать питание курсантов и приобретение форменной одежды. В учебном процессе - пересмотреть все учебные программы, организовать военную кафедру. В училище поступили на работу офицеры-педагоги и воспитатели, которых следовало устроить в бытовом плане. Все это сделали в короткие сроки в соответствии с требованиями ГКО.
В новом качестве восстановилось Нижегородское речное училище.
В 1949 году Константин Григорьевич отзывается в управление ВГПРП, где работает начальником отдела труда и заработной платы, а затем начальником отдела кадров. В дальнейшем вся его работа связана с рабочими кадрами пароходства.
За доблестный труд в 1953 году он был награжден орденом Ленина, который ему и другим работникам пароходства вручил секретарь обкома партии Тихомиров.
О работе Константина Григорьевича по подготовке кадров вспоминал впоследствии замминистра речного флота А.Н.Вахтуров.
В поздравительном письме по случаю 75-летия со дня рождения он писал: «Дорогой Константин Григорьевич. Рад поздравить тебя с юбилеем и пожелать всего самого наилучшего, а главное доброго здоровья и хорошего покоя. Ты это заслужил. Всю сознательную жизнь ты посвятил благородному делу - воспитанию, обучению молодых и взрослых речников Волги. Наверное, нет такого волгаря, которого не коснулась бы твоя деятельность, начиная с курсов повышения квалификации, ФЗУ, юнг-школы, техникума и Управления Пароходства. Мы помним, как с В.Ельцовым вы организовали в 30-е годы (почти полвека назад) на пустом месте дело обучения, повышения квалификации плавсостава, портовых и заводских рабочих и техников. И вся последующая деятельность была посвящена людям - работникам Волги.
Речники благодарят тебя за все, что ты делал для них. И от нас - ветеранов Волги и Речного Флота - прими большое сердечное спасибо.
Вот так, дорогой Константин Григорьевич. Будь здоров! Привет супруге. Искренне уважающий тебя А.Вахтуров».
В 1961 году Константин Григорьевич уходит на заслуженный отдых, но этот год является и началом его большой общественной работы в парторганизациях по месту жительства, которая продлилась еще почти четверть века. Началась эта работа в ЖЭУ по улице Пискунова, где он тогда жил, а продолжилась в микрорайоне по улице Донецкой, где он жил с 1969 года в семье младшей дочери Ирины, в двухкомнатной квартире. О его общественной деятельности можно судить по поздравительной открытке, присланной ему по поводу юбилея - 80-летия со дня рождения:
«Уважаемый Константин Григорьевич. Педагогический коллектив, коллектив учащихся средней школы № 30 сердечно поздравляет Вас в день Вашего юбилея. Мы знаем Вас, дорогой Константин Григорьевич, как неутомимого труженика, общественника. Более 10 лет Вы являетесь членом детской комиссии совета общественности нашего микрорайона. Вы возглавляли опорный пункт, ведя огромную профилактическую работу, борясь за каждого подростка, его душу, старались помочь найти свое место в жизни. Мы благодарим за Ваш труд, желаем Вам здоровья, бодрости. Желаем Вам по-прежнему оставаться в строю и быть полезным людям. Коллектив учителей и учащихся школы № 30».
И он оставался в строю до последних дней своей жизни.
Скончался Константин Григорьевич Субботин в 1985 году, в возрасте 84 лет. Похоронен на кладбище «Марьина Роща».

Б.Л.Ануфриев, инженер ВГАВТ.

Источник: http://river-school.narod.ru/memoris/subbotins.html

Категория: Статьи | Добавил: Alex (21 Фев 2011)
Просмотров: 1851 | Комментарии: 2 | Теги: Субботины, Белый Яр, воспоминания | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Контакты

Адрес: 433424 Российская Федерация,
Ульяновская обл.,
Чердаклинский р-он,
с. Старый Белый Яр,
ул. Школьная 1
Тел.: 8-(84231)-52-4-30
E-mail: beliyar-school2008@yandex.ru
Облако фоток
Наши друзья
Школьная физика - сайт учителя физики Шептикина А.С.


Landeskunde
Погода
Геопортал
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МОУ Старобелоярская СОШ © 2024